Учебный план на 2021-2022 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Гимназия №37»г.Махачкалы
Цели и задачи образовательного учреждения
Основными
целями
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения«Гимназия
№37»г.
Махачкалы
(далее
по
тексту
–
Образовательное
учреждение)являются: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в
обществе; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и
свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; формирование здорового образа
жизни.
Образовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности,
общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для
разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности
обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие государственным
образовательным стандартам; за адекватность применяемых форм, методов и средств организации
образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям,
способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Ожидаемые результаты
- начальное общее образование (1-4 классы) - достижение уровня элементарной грамотности,
овладение универсальными учебными действиями и формирование личностных качеств
обучающихся в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта, готовность
к дополнительному (углубленному) обучению по предметам гуманитарного и художественноэстетического профиля на уровне основного общего образования;
- основное общее образование (5-9 классы) - достижение уровня функциональной грамотности,
соответствующего стандартам основной школы, и готовность к обучению по программам среднего
общего образования, осознанному профессиональному выбору, готовность к дополнительному
(углубленному) обучению по предметам гуманитарного профиля на уровне среднего общего
образования;
среднее общее образование (10-11 классы) достижение уровня общекультурной,
методологической компетентности и профессионального самоопределения, соответствующего
образовательному стандарту средней школы.
Особенности и специфика образовательного учреждения
Образовательное учреждение осуществляет в качестве основной цели деятельности
образовательную деятельность по основным образовательным программам начального
общегообразования, основного общего и среднего общегообразования,обеспечивающих
дополнительную (углубленную) подготовку по предметам профильного обучения.
Образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по
реализации: дополнительных общеобразовательных программ; программ
профессионального
обучения.
Реализуемые основные общеобразовательные программы

Специфика учебного плана определяется целями и задачами реализуемых в образовательном
учреждении образовательных программ. Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Гимназия №37»г. Махачкалы реализует следующие общеобразовательные программы:
1.
Основные общеобразовательные программы:
 начального общего образования (1-4 классы);
 основного общего образования, обеспечивающего дополнительную (углубленную)
подготовку по предметам профильного обучения (5-9 классы);
 среднего общего образования,обеспечивающего дополнительную (углубленную) подготовку
профильного обучения (10-11классы).
2. Дополнительные общеобразовательные программы.
3. Программы профессионального обучения.
Нормативная база для разработки учебного плана
Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Гимназия
№37»г. Махачкалына 2021/2022 учебный год сформирован в соответствии с нормативными
документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися
результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными
государственными образовательными стандартами.
При составлении учебного плана общеобразовательное учреждение руководствовалось
следующими нормативными документами:
1. - Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
2. - Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства
образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее - ФБУП-2004);
3. - Федерального компонента государственных образовательных стандартов общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской
Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» (далее - ФКГОС) (для X-XI классов);
4. - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
5. - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
6. - Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
7. - Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
8. Перечня
организаций,
осуществляющих
выпуск
учебных
пособий,
которыедопускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; плюс
9. - Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее
- СанПиН 2.4.2.2821-10);

12.

13.

10. - Письма МинобрнаукиРоссииот 18.08.2017 № 09-1672 «Методические рекомендациипо
уточнению понятия и содержания внеурочной деятельностиврамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
11. Уставом МБОУ «Гимназия №37»
Учебный план гимназии является звеном системы непрерывного образования и дает
расширенное, углубленное образование по отдельным предметам двух-трех образовательных
областей с учетом интересов учащихся и уровнем их подготовки. Предполагает различные
виды учебно-развивающей деятельности отдельных предметов.
В учебном плане отведено место для реализации творческих способностей через включение их
в научную и исследовательскую работу.

Режим функционирования образовательного учреждения.
Учебный план является частью образовательной программы образовательной организации.
Образовательные организации разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС
начального общего и основного общего образования и с учетом примерных основных
образовательных программ начального общего и основного общего образования, в соответствии с
ФКГОС. Учебный план образовательных организаций на 2021/2022 учебный год предусматривает:
4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего
образования для I-IV классов;
5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования для V-IX классов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего образования
для X-XI классов.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
I класс – 33 учебные недели;
II-IV классы – не менее 35 учебных недель;
V-IX классы – не менее 35 учебных недель (не включая летний экзаменационный период в
IX классах);
X-XI классы – не менее 35 учебных недель (не включая летний экзаменационный период
в XI классах и проведение учебных сборов по основам военной службы).
Учебный год в образовательной организации начинается 01.09.2021
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную образовательную программу
начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)
обучения. Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС
начального общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения,
предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому
языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объеме прав
обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков
народов Российской Федерации.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину
недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 2.4.2.2821-10. Организация
профильного обучения вVIII-IX иX-XI классах не должна приводить к увеличению образовательной
нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.
Учебный год условно делится в I-XI классах на четверти, являющиеся периодами, по итогам
которых во II-XI классах выставляются отметки за текущее освоение общеобразовательных
программ. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана
общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, предусмотренную Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом
Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312.

Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»и составляет:
Классы
I
II
III
IV
V
VI
VII VIII IX
X
XI
Максимальная
21
23
23
23
32
33
35
36
36
37
37
нагрузка, часов
Продолжительность учебной недели: 5-дневная для I-IV классов,для V-XI6-дневная.
Образовательная недельная нагрузкаравномерно распределена в течение учебной недели, объем
максимальной допустимой нагрузки в течение дня составляет:

для обучающихся I классов не превышает 4 уроков, один раз в неделю – не более 5 уроков, за
счет урока физической культуры;

для обучающихся II-IV классов не более 5 уроков;

для обучающихся V-VI классов не более 6 уроков;

для обучающихся VII-XI классов не более 7 уроков.
Начало занятий в 08 часов 00 минут. Обучение для I-XI в две смены.
Обучение в I-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:

учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35
минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока
по 45 минут каждый;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме
обучения (февраль).
Продолжительность урока в II-IV классах и в V-XI классах составляет 45 минут. Проведение
нулевых уроков запрещено. Продолжительность перемен между уроками составляет от 5 до 10
минут. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Все
дополнительные занятия проводятся с перерывом 45 минут после последнего урока.

Расписание звонков.
для обучающихся 1-х классов
1 урок:
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок

сентябрь-октябрь
8.00 – 9.35
8.40 – 9.15
9.20 – 9.55

ноябрь-декабрь
8.00 – 8.45
8.50 – 9.35
9.40 – 10.25
10.35 – 11.20

январь май
8.00 – 8.45
8.50 – 9.35
9.40 – 10.25
10.35 – 11.20
11.25 – 12.10

для обучающихся II-IV классов:
I смена

II смена

8.00 – 8.45

13.10 – 13.55

8.50 – 9.35

14.00 – 14.45

9.40 – 10.25

14.50 – 15.35

10.35 – 11.20

15.40 – 16.25

11.25 – 12.10

16.30 – 17.15

для обучающихся V- XI классов:
I смена

II смена

8.00 – 8.45

13.10 – 13.55

8.50 – 9.35

14.00 – 14.45

9.40 – 10.25

14.50 – 15.35

10.35 – 11.20

15.40 – 16.25

11.25 – 12.10

16.30 – 17.15

12.15 – 13.00

17.20 – 18.05

Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его
выполнение, не превышающие(в астрономических часах): во II-III классах – 1,5 часа, в IV-V классах
– 2 часа, в VI-VIII классах – 2,5 часа, в IX-XI классах – до 3,5 часов.
При разработке содержания третьего часа учебного предмета «Физическая культура»
учитывается состояние здоровья обучающихся (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической
культурой»).
Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации учебного плана
Общеобразовательная организация для использования при реализации образовательных программ
выбирала:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 28.12.2018 № 345);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из
расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения
программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету,
входящему в обязательную часть учебного плана основных общеобразовательных программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений,
учебного плана основных общеобразовательных программ.
Изучение элективных учебных предметов и других предметов, курсов, дисциплин (модулей)
школьного компонента организовано с использованием учебных пособий, выпущенных
издательствами вошедшими в Приказ Минобрнауки от 14.12.2009 №729 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в
образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих
образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (в ред. Приказов
Минобрнауки РФ от 13.01.2011 N 2, от 16.01.2012 N 16).

Учебная нагрузка педагогических работников.
Учебная нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов по учебным
планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам в соответствии с
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601.
При определении учебной нагрузки педагогических работников учитывается вся учебная
нагрузка, предусмотренная образовательной программой образовательной организации. Нагрузка
педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности, при тарификации
педагогических работников устанавливается как педагогическая нагрузка по основной должности.
Оплата труда педагогических работников, ведущих занятия в рамках внеурочной деятельности,
устанавливается с учетом всех коэффициентов конкретного педагогического работника.

Учебный план
образовательной программы
начального общего образования
(I–IV классы).

Срок освоения 4 года

I.

1.1.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Пояснительная записка
Учебные планы начального общего образования МБОУ «Гимназия №37»формируются в
соответствии с:
 Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
 санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях»,
утвержденными
Постановлением
Главного
государственного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.
1.2. Учебный план является частью образовательной программы начального общего образования
МБОУ «Гимназия №37», разработанной в соответствии с ФГОС начального общего образования и с
учетом примерных основных образовательных программначального общего образования.
Учебный план начального общего образования МБОУ «Гимназия №37»на 2020/21учебный год
обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации
от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10), и предусматривает:
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования
для I-IV классов.
1.3. Устанавливается следующая продолжительность учебного года:
I класс – 33 учебные недели;
II-IV классы – не менее 35 учебных недель;
Учебный год начинается 01.09.2021.Дата окончания учебного года - 30 мая 2022 года.
1.4. Образовательная недельная нагрузкаравномерно распределяется в течение учебной недели, при
этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
для обучающихся I классов – не должен превышать 4 уроков и один день в неделю –
не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
для обучающихся II-IV классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков
за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных занятий и внеурочной деятельности.
1.5.Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на
его выполнение не превышали (в астрономических часах): во II-III классах –
1,5 ч., в IV-V классах – 2 ч.
1.6. Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3
урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май –
по 4 урока по 45 минут каждый);
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме
обученияс 08.02.2021 по 14.02.2022.
Использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии осуществляется следующим
образом. В сентябре-октябре четвертый урок и один раз в неделю пятый урок (всего 48 уроков)
проводятся в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки-театрализации, урокиигры. Содержание нетрадиционных уроков должно быть направлено на развитие и
совершенствование
движения
обучающихся.
Уроки
в нетрадиционной форме распределяются в соответствии с рабочими программами учителей

следующим образом: 24 урока физической культуры и 24 урока по другим учебным предметам, в
том
числе:
4-5
экскурсий
по
окружающему
миру,
3-4
экскурсии
по изобразительному искусству, 4-6 нетрадиционных занятий по технологии; 4-5 уроковтеатрализаций по музыке, 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике (кроме уроков русского языка и
литературного чтения).
1.7.В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии
с образовательной программой начального общего образования осуществляется деление классов на
две
группы
при
проведении
учебных
занятий
по
«Иностранному
языку»
(II-IVклассы), при наполняемости классов 25 и более человек.
1.8.Начальное общее образование для использования при реализации образовательных программ
выбирают:
учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего (приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253): 1-4 классы - УМК
«Школа России»,
учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от
14.12.2009 № 729).

Учебный план начальной школы МБОУ «Гимназии №37» г.Махачкалы 2021-2022г.
Предметные области

Учебные предметы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Русский язык
Литературное чтение
Английский язык

4
4

4
4
2

4
4
2

4
3
2

16
15
6

Родной язык

1

1

1

1

4

Математика
Информатика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

1

1

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Родной
язык
и
литературное чтение
на родном языке
Математика
и информатика
Обществознание
и естествознание
(Окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской
этики

Основы
религиозных
культур и светской этики

Музыка
Изобразительное
Искусство
искусство
Технология
Физическая культура Физическая культура
Итого:
Максимально допустимая недельная нагрузка

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

1
3
21
21

1
3
23
23

1
3
23
23

1
3
23
23

4
12
86
90

Внеурочная деятельность

5

5

5

5

20

Всего к финансированию

26

28

28

28

110

2.3. Особенности учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Основная образовательная программа начального общего образования в I-IVклассах реализуется
через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
2.3.1. ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и
обязательные предметные области.

К учебным предметам федерального компонента учебного план отнесено 10 учебных
предметов: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир,
Изобразительное искусство, Технология, Музыка, Физическая культура, Основы религиозных
культур и светской этики.
В рамках ФГОС осуществляется проектная деятельность по предметам (русский язык,
математика, окружающий мир).
2.3.2. «Окружающий мир» - интегрированный курс - 2 часа в неделю. В его содержание
дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а
также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
2.3.3. «Искусство» Часы, отведенные на преподавание учебной области «Искусство»
распределены следующим образом:
«Музыка» - учебный предмет - 1 час в неделю в 1- 4 классах.
«Изобразительное искусство» - учебный предмет - 1час в неделю в 1- 4-х классах.
Целью преподавания изобразительных искусств (живопись, графика, скульптура, дизайн,
архитектура, декоративно-прикладное искусство) является художественное образование и
эстетическое воспитание, приобщение обучающихся к миру пластических искусств как
неотъемлемой части духовной и материальной культуры, как эффективного средства формирования
и развития личности ребенка.
2.3.4. «Технология» - учебный предмет - 1 час в неделю в 1 - 4-х классах. Учебный предмет
«Технология» имеет практико-ориентированную направленность. В его содержание введены не
только представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при
изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической
документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной
деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка,
становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных
технологических и универсальных учебных действий.
2.3.5«Физическая культура» учебный предмет - 3 часа в неделю, реализуется на уроках
физической культуры .
Около 80% обучающихся общеобразовательной организации отнесены по состоянию
здоровья к подготовительной медицинской группе, поэтому при проведении занятий физической
культурой будет учтена специфика заболеваний, и они будут ориентированы на выработку умений
использовать физические упражнения для укрепления состояния здоровья, развития устойчивости
организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
В оздоровительных целях в общеобразовательной организации созданы условия для
реализации биологической потребности организма детей в двигательной активности: проведение
уроков физической культуры, подвижных игр во время перемен, организация внеклассных
спортивных мероприятий. Все это способствует развитию и сохранению здоровья детей,
профилактике простудных заболеваний. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и
зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки.
2.3.6. «Иностранный язык» - ведется преподавание английского языка на базовом уровне.
2.3.7. «Русский язык» учебный предмет в 1- 4 классах - 5 часов в неделю.
2.3.8.«Основы религиозной культуры и светской этики» (далее - ОРКСЭ)
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (35 часов в год) на изучение учебного
предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Аттестация учащихся в
IV классах по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – оценочная.
Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у учащегося мотиваций к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями
других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:

- знакомство учащихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных
представителей);

- развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей личности,
семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее
полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и
культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
развитие способностей учащихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Комплексный курс является светским. Сведения об истоках традиций и культуры не
рассматриваются как конкуренты научных знаний и результатов научных исследований.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными
представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и
письменными заявлениями родителей
2.4. Региональная специфика базисного плана (1 - 4 классы)

Региональным компонентом является родной язык. В классах с русским языком обучения для
изучения родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в каждой из которых
должно быть не менее 5 учащихся. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при
этом родной язык во всех классах должен стоять в расписании одним уроком. Из учащихся разных
национальностей, для которых из-за малого количества в параллельных классах не могут быть
созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения во время уроков родного языка
предмета «Дагестанская литература» на русском языке.
2.5. Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность организуется с учетом рекомендаций следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№373 (с изменениями);
Внеурочная деятельность организуется по5 направлениям развития личности:
 спортивно-оздоровительное;
 общекультурное;
 общеинтеллектуальное;
 духовно-нравственное;
 социальное;
Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на
их развитие в таких формах как экскурсии, кружки, секции, посещение театров, конференции, олимпиады,
соревнования, общественно полезные практики. Основной принцип внеурочной деятельности добровольность выбора ребёнком сферы деятельности, удовлетворение его личных потребностей,
интересов.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего
образования определяет общеобразовательное учреждение (организация). Продолжительность
занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом
общеобразовательного учреждения (организации). Расписание уроков составляется отдельно для
обязательных и внеурочных занятий.
Продолжительность занятий 35-45 минут. Для обучающихся I-х классов в первом полугодии
продолжительность занятий не превышает 35 минут. Занятия проводятся через формы, отличных от
классно-урочной системы: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики.
План
внеурочной
деятельности
образовательной
организации
определяет
состав
и
структуру
направлений,
формы
организации,
объем
внеурочной
деятельности
для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года

обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации, и
является Приложением к Учебному плану МБОУ Гимназия №37..
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Внеурочная деятельность
на 2021– 2022учебный год
Направление
внеурочной
деятельности
Общекультурное
Общеинтеллектуальное

Спортивнооздоровит.
Духовнонравственное

Название
программы

Количество часов
1 классы 2 классы 3 классы 4 классы

В мире книги
Увлекательный мир
информатики
Научно-техническое
творчество
В мире шахмат
Ритмика

1

1

1

1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

ИЗО-студия

1

1

1

1

1

1

6

6

6

Английский с увлечением

Итого:

6

2.6.Используемый УМК«Школа России»

Учебно - методический комплект «Школа России» ориентирован на личностно - развивающее
образование младших школьников. Приоритетным является духовно - нравственное развитие
ребенка. На его поддержку направлены содержание учебных предметов и деятельность, связанная с
освоением этого содержания. Для достижения целей развития личности обучение строится на основе
постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке.
2.7. Формы промежуточной аттестации обучающихся
Формы промежуточной аттестации обучающихся указаны в «Положении о формах, периодичности
и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».

Учебный план
образовательной программы
основного общего образования
(V-IX классы).
Срок освоения 5 лет.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАНОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основное общее образование
Пояснительная записка
к учебному плану для классов, реализующих общеобразовательную программу основного
общего образования (5-9 классы)
Особенности учебного плана:
Обучающиеся V- VI классов обучаются по программам, соответствующим уровню развития и
интересам учеников, по учебным планам, которые предусматривают: образование не ниже базового

по основным предметам, введение дополнительных предметов и курсов, усиливающих
профессиональную составляющую и языковую подготовку.
Учебный план
5-6 классов сформирован на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов основного общего образования.
Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения
государственных образовательных программ основного общего образования.
Инвариантная часть учебного плана полностью соответствует требованиям ФУП.
Учебный план для Многопрофильного лицея №5 разработан на основе федерального базисного
учебного плана. Он способствует сохранению единого образовательного пространства как в
Республике Дагестан, так и в Российской Федерации.
Учебный план определяет максимальный объём учебной нагрузки обучающихся и состав
учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение обязательной части
национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения по классам и
учебным предметам.
Учебный план предназначен для образовательных учреждений со смешанным национальным
составом учащихся.
Часть базисного учебного плана, формируемая образовательным учреждением, обеспечивает
реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Учебный план для V-IX классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения
государственных образовательных программ основного общего образования и рассчитан на 35
учебных недель в год. По решению муниципальных органов управления образованием и
образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от
34 до 37 учебных недель (с учётом экзаменационного периода). Продолжительность урока - 45
минут.
При проведении учебных занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (V - IX классы),
«Технология» (V-IX классы), а также «Информатика и ИКТ», «Физика» и «Химия» (во время
проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских
образовательных учреждениях - при наполняемости 25 и более человек.
По родному языку в городских школах (V - IХ классы) - 25 и более человек.
В классах с русским языком обучения для изучения родного языка создаются учебные группы
на национальных языках, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся. Учебные группы
могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах должен стоять в
расписании одним уроком. Из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого
количества в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа
для изучения во время уроков родного языка предмета «Дагестанская литература» на русском языке.
Учебный план финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже предельно
допустимой аудиторной учебной нагрузки учащихся.
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ),
направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучается как
самостоятельный учебный предмет.
Учебный предмет «Обществознание» изучается с V по IX классы. Учебный предмет является
интегрированным, построен по модульному принципу и включает содержательные разделы:
«Общество», «Человек», «Социальная сфера», «Политика», «Экономика» и «Право».
Учебный предмет «География»включает 0,5 часов Географии Дагестана.
Учебный предмет «Технология» построен по модульному принципу для организации
предпрофильной подготовки обучающихся.
Специальные курсы ступени обучения предпрофильной подготовки нацелены на развитие
качеств личности, необходимых для выбора дальнейшего образовательного маршрута;
исследовательской деятельности. Специальные курсы имеют целью создание условий выпускникам
основной ступени образования для совершения ответственного выбора - предварительного
самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В 8-9-х классах с целью развития качеств личности, необходимых для выбора дальнейшего
образовательного маршрута, обеспечения формирования первоначальных жизненных планов
введены курсы. Педагогами разработаны программы курсов по выбору предпрофильной подготовки

по профилям: художественно-эстетический, социально-экономический, социально-гуманитарный,
индустриально-технологический профиль.
Таким образом, организуемая предпрофильная подготовка через систему курсов по выбору
является необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего
самоопределению обучающегося основной ступени и выбору ими профиля дальнейшего обучения.
Учебный план финансируется во всех видах образовательных учреждений не ниже предельно
допустимой аудиторной учебной нагрузки учащихся.
В качестве предметов компонента образовательного учреждения вводиться предмет
«Психология общения» - по усмотрению образовательного учреждения с учётом интересов
учащихся и их родителей.

Учебный план основной школы 5-9 классы
МБОУ «Гимназии №37» г.Махачкалы 2021-2022г.
Предметная область

Предметы

Количество часов в неделю
V

VIII
VI

VII

IX

Всего

Русский язык и литература
Родной язык и родная
литература
Иностранные языки

Математика и информатика

Общественно-научные
предметы

Естественнонаучные
предметы
Искусство

Русский
Литература
Родной язык и родная
литература
Иностранный язык
(английский)
Второй иностранный язык
(немецкий)
Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
История России. Всеобщая
история
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология
Музыка
ИЗО
Технология
Основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
Основы духовнонравственной культуры
народов России

5
3
3

6
3
3

4
2
3

3
2
3

3
3
3

21
13
15

3

3

3

3

3

15

1?
5

5
3
2
1
2

3
2
1
2

3
2
1
2

1
2
2
2
2

1
2
3
2
2

1
1

1

2

2

1

1
1

1
2
2

1

1
1
1
2

1
1
1
2

Технология
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Инвариативная часть
Часть формируемая участниками образовательных
отношений (6-дневная учебная неделя)
Математика
Алгебра
Русский язык и литература
Русский язык

1

1
1
2

10
9
6
3
10
4
8
7
4
7
3
3
7
2

3
1

3

3

3

3

15
1

32
0

32
1

33
2

34
2

34
2

165
7

1

1
1

1
2

Общественно-научные
предметы

История России (история
Дагестана)

0.5

0,5

1

Основы духовно-нравственной
культуры народов России

Основы духовно-нравствен-ной
культуры народов России

0,5

0,5

1

Естественнонаучные
предметы
Всего:

Экология

Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

1

1

1

2

32

33

35

36

36

172

5
37

5 5
38 40

5
41

5
41

25
197

Учебный план внеурочной деятельность для 5-9 классов
на 2021/2022учебный год
Направление
внеурочной
деятельности

Название программы

Количество
часов в
неделю

Количество
часов в
неделю

Количество
часов в
неделю

Количество
часов в
неделю

Количество
часов в
неделю

5 класс
Юный патриот
Практическое
обществознание
Родной край в творчестве
учащихся (ИЗО-студия)
Русский язык и культура
речи
ОбщеинтеллекАнглийский(немецкий) с
туальное
увлечением
Путешествие по
географической карте
Юный математик
Математика с увлечением
ОбщекульПсихология общения,
турное
развитие коммуникативных
навыков
Юный корреспондент
Увлекательный мир
информатики
Техническое творчество
(рукоделие)
СпортивноОсновы здоровья и
оздоровительное безопасности жизни
Основы медицинских знаний
Экологическое
Юный исследователь
окружающей среды (НИР)
ИТОГО:

6 класс

7 класс

8 класс

Духовнонравственное

9 класс
1

1

1
1

1

1

1

1

1
1

1
1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1
1
1
5

5

5

1

5

План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (в год не
более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности сформировано с учетом пожеланий
обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных
форм организации, отличных от урочной системы обучения.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной
деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.

Учебный план
образовательной программы
среднего общего образования
(10-11 классы).
Срок освоения 2 года.

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАНСРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Среднее общее образование
Пояснительная записка
к учебному плану для классов, реализующих профильное обучение (10-11 классы)

Учебный план гимназии разработан на основе примерного базисного учебного плана для средних
общеобразовательных учреждений РД на 2021-2022 учебный год.
Гимназия в средней школе занимается в режиме шестидневной рабочей недели в одну смену.
Учебный план разработан с учетом современных тенденций в образовании, имеющих целью
гуманизацию и гуманитаризацию образования. Предметы гуманитарного и художественноэстетического цикла имеют цель повышения духовно-нравственного потенциала, становления
личности ученика с учетом национально-культурных традиций народов Дагестана, разностороннее
развитие способностей и творческого потенциала учащихся.
Учебный план рассчитан на дифференциацию обучения, развитие учащихся, гуманитарноэстетическое воспитание. В учебном плане предусмотрены обязательная общеобразовательная
подготовка и профильное обучение по
социально-гуманитарному и естественно-научному
направлениям.
за В 10х-11 классах предлагается профильное обучение: социально-гуманитарный класс и химикобиологический. В профильных и общеобразовательных классах проводятся часы подготовки к ЕГЭ.
Элективные курсы по подготовке к ЕГЭ по выбору учащихся могут включать 2-3 предмета
одновременно. В связи с чем, при проведении часов подготовки к ЕГЭ (элективных курсов)
предусмотрено деление класса на 2 группы.
Учащимся предоставляются также широкие возможности для проявления себя в индивидуальной и
кружковой работе. Специальные курсы по подготовке к олимпиадам и создание научного общества
учащихся направлены на повышение качества и конечный результат.
Учебный план для X-IX классов ориентирован на 2-летний нормативный срок освоения
государственных образовательных программ основного общего образования и рассчитан на 35
учебных недель в год. По решению муниципальных органов управления образованием и
образовательных учреждений продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от
34 до 37 учебных недель (с учётом экзаменационного периода).
При проведении учебных занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (X - IX классы),
«Технология» (X-IX классы), а также «Информатика и ИКТ», «Физика» и «Химия» (во время
проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских
образовательных учреждениях - при наполняемости 25 и более человек.
По родному языку в городских школах (X - IХ классы) - 25 и более человек.
Учебный предмет «География»включает 0,5 часов Географии Дагестана.
В 10х-11 классах предлагается профильное обучение: социально-экономический класс и химикобиологический. В профильных и общеобразовательных классах проводятся часы подготовки к ЕГЭ.
При проведении часов подготовки к ЕГЭ (элективных курсов) предусмотрено деление класса на 2
группы.
Учащимся предоставляются также широкие возможности для проявления себя в индивидуальной и
кружковой работе. Специальные курсы по подготовке к олимпиадам и создание научного общества
учащихся направлены на повышение качества и конечный результат.
Школа
предоставляет
обучающимся
возможность
формирования
индивидуальныхучебныхпланов.
Индивидуальный учебный план должны содержать 11 (12) учебных предметов
ипредусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, в том числе общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы«Русскийязык»,«Литература»,«Иностранныйязык»,«Математика»,«История»(или
«Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельно-сти»,
«Астрономия».
При этом индивидуальный учебный план должен содержать не менее 3 (4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей предметной
областии (или)смежнойснейпредметнойобласти.
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися ин-

дивидуального проекта. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или
несколькихучебных предметов, курсов с целью приобретения навыков самостоятельного
примененияприобретенных знаний и способов действий при решении практических задач
в любой из-бранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской,социальной,художественно-творческойидр.).
Результатывыполненияиндивидуальногопроектадолжныотражать:
 сформированностьнавыковкоммуникативной,учебноисследовательскойдеятельности,критическогомышления;
 способностькинновационной,аналитической,творческой,интеллектуальнойдеятель
ности;
 сформированность
навыков
проектной
деятельности,
а
также
самостоятельногоприменения приобретенных знаний и способов действий при решении
различных
задач,используязнанияодногоилинесколькихучебныхпредметовили
предметныхобластей;
 способностьпостановкицелииформулированиягипотезыисследования,планирован
ияработы,отбораиинтерпретациинеобходимойинформации,структурирования
аргументации результатов исследования на основе собранных данных,презентации
результатов.
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного
учебногоисследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального,прикладного,инновационного, конструкторского, инженерного.
В2021/2022учебномгодуфедеральныйгосударственныйобразовательныйстандарт
среднегообщегообразованияреализуется в10-11 классе.
Индивидуальный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,формируемой участникамиобразовательныхотношений.
Обязательная часть учебного плана обеспечивает достижение целей среднего общего образования, определяет состав учебных предметов из обязательных
предметныхобластей иучебноевремя,отводимоенаихизучениепо классам(годам)обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,включает дополнительные учебные предметы и курсы по выбору и
определяет время, от-водимое на изучение содержания образования, обеспечивает
реализацию индивидуальныхинтересов и потребностей обучающихся, в том числе на
основе интеграции с внеурочнойдеятельностью.
Школа предоставляет обучающимся выбор дополнительных учебных предметов и курсов. Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должнообеспечить:
 удовлетворениеиндивидуальныхзапросовобучающихся;
 общеобразовательную,общекультурнуюсоставляющуюприполучениисреднегообще
гообразования;
 развитиеличностиобучающихся,ихпознавательныхинтересов,интеллектуальнойи
ценностно-смысловойсферы;
 развитиенавыковсамообразованияи самопроектирования;
 углубление,расширениеисистематизациюзнанийввыбраннойобластинаучногознани
яиливидадеятельности;
совершенствованиеимеющегосяиприобретениеновогоопытапознавательнойдеятельно
сти,профессиональногосамоопределения обучающихся

Дополнительныеучебныепредметы: направлены на углубление содержания
образования учебных предметов обязательной части учебного плана, через увеличение
количества
часов
по
выбранным
учебным
предметам,
обеспечивающим
индивидуальныепотребностииинтересыобучающихся.
По запросу учащихся для некоторых предметов, необходимых при сдаче ЕГЭ,
возможность углубления представляется за счет курсов внеурочной деятельности (русский
язык, история, английский язык, литература)
Учебный план внеурочной деятельность для 10- 11 классов
на 2021/2022 учебный год
Направление
внеурочной
деятельности
Духовнонравственное

Общеинтеллектуальное

Общекультурное
Социальное
Экологическое

ИТОГО:

Название программы

Коли-чество
часов в
неделю
10 с/э
10х/б

Коли-чество
часов в
неделю
11 с/э
11х/б

МХК

1

Подготовка к ЕГЭ по
литературе
История (подготовка к ЕГЭ)

1

1

1

1

Remedial English Club

1

1

1

1

Математика

1

1

1

1

Основы финансовой
грамотности
Программирование

1

1

1

1

1

1

Комплексный анализ текста
Мой выбор
Периодика/Экология
(практикум)
Теория познания
Биофизика
Химия

1
1
1

1

1

9

1

1
1

1
1
1
1
9

8

1
1
1
8

Учебный план профильных 10 «б», 11 «б» классов на 2021-2022 учебный год

Социально-экономический профиль
Учебные предметы
I. Федеральный компонент
Предметная
Базовые предметы
область

Количество часов
10 класс
11 класс

Русский язык и
литература
Родной язык и
литература

3
1
1

3
1
1

6
2
2

1
3

1
3

2
6

Иностранные
языки
Математика и
информатика

Литература
Русский язык
Родной язык и
родная литература
Родной язык
Английский язык

Базовый
уровень

Математика

Общественные
История
науки
Естественнонау Астрономия
чные предметы
Физическая
Физическая культура
культура,
ОБЖ
экология и ОБЖ Экология
Итого:
Часть формируемая участниками
образовательного процесса
Естественные
Биология
науки
Химия
Физика
Общественные
География
науки
Обществознание
Экономика
Право
Математика и
Информатика
информатика
Индивидуальный проект
Итого:
Учебные предметы по выбору
Русский язык (подготовка к ЕГЭ)
Всего:

Углубле
нный
уровень

Базовый
уровень

6

2

Углублен
ный
уровень

За 2
года

6

2

4

1

1

3
1
22

3
1
1
22

6
2
1
44
12

1
1
2

1
1
2

2
2
2
6
6
6
2
2

2
2
3
1
1

2
2
3
1
1

1
36

1
36

2
72

1
37

1
37

2
74

Учебный план профильного 10 «а», 11 «а» классов на 2021-2022 учебный год.

Химико-биологический профиль
Учебные предметы
Федеральный компонент
Инвариативная часть

Количество часов

Предметные
области
Русский язык и
литература
Родной язык и
литература

Базовые предметы

Базовый
уровень

Русский язык
Литература
Дагестанская
литература
Родной язык
Английский язык
Математика

1
3
1

1
3
1

2
6
2

1
3

1
3

2
6
12

Иностранные языки
Математика и
нформатика
Общественнонаучные предметы

История
Обществознание
(включая экономику
и право)
Естественнонаучные Астрономия
предметы
Физическая
ОБЖ
культура, экология
Физическая культура
и основы
Экология
безопасности
жизнедеятельности
Итого
Часть формируемая участниками
образовательного процесса
Индивидуальный проект
Информатика
Математика и
нформатика
Общественные
География
науки
Физика
Биология
Химия
Итого:

10 класс

11 класс
Углубленный
уровень

Базовый
уровень

6
2
2

За 2
года
обу-я
Углубленный
уровень

6
2
2

4
4

1

1

1
3

1
3
1

2
6
1

24

24

60

1
1

1
1

2
1

1

1

2

2

2
3
3

35

3
3
35

4
6
6
68

Учебные предметы по выбору (элективные курсы)

Эффективная коммуникация
Теория познания
Биофизика
Итого:
Всего:

1
1
2
37

1
1
2
37

2
1
1
4
74


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963)7980185

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».