Положение о психологической службе

ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
Пояснительная записка.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в
системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью
образования становится общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов
является реализация развивающего потенциала общего среднего
образования, актуальной задачей становится обеспечение развития
универсальных учебных действий как собственно психологической
составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического
образования и превращение его по существу в образование психологопедагогическое, означает необходимость такого содержания, которое
позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности
обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и
всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных
результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.
Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных
качеств
требует
создания
системы
диагностики
результатов
образовательного процесса, а технологии формирования и измерения
указанных компетенций становятся основным предметом деятельности
школьного психолога.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают
психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных
маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной
образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования
существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя
точное место формам и видам приложения психологических знаний в
содержании и организации образовательной среды школы, что делает
обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога
как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом
системы управления образовательным процессом школы, поскольку
результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в
школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев
определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической
подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического сопровождения является создание социально
– психологических условий для развития личности учащихся и их успешного
обучения.

Раздел 1. Общие положения
1.1 Основные цели школьной психологической службы – содействие
формированию подрастающего поколения, становлению индивидуальности и
творческого отношения к жизни на всех этапах школьного детства, развитие
способностей и склонностей детей, изучение их психического развития,
определение психологических причин нарушения личности и интеллекта,
профилактика подобных нарушений.
1.2 Важнейшим условием эффективности работы психологической
службы является правильное понимание психологом и педагогическими
работниками существа их профессионального взаимодействия в единой
системе образования и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога
и педагога в подходе к ребенку, в решении проблем учебного учреждения.
1.3 Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном
контакте с родителями или лицами их заменяющими, с органами опеки и
попечительства,
инспекцией
по
делам
несовершеннолетних,
представителями
общественных
организаций,
оказывающими
воспитательным учреждениям помощь в воспитании детей и подростков.
1.4 Деятельность психологической службы основывается на строгом
соблюдении международных актов в области защиты прав и законных
интересов ребенка, федеральных законов, указов и распоряжений Президента
и Правительства РФ, решений органов управления образованием различного
уровня, Устава школы и настоящего положения.
1.5 Деятельность психологической службы в системе народного
образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное
заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку
и получившими квалификацию «практический психолог»
1.6 Основной деятельностью службы является психологического
сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в
процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение
индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
1.7 Сотрудники психологической службы школы осуществляют свою
деятельность, руководствуясь запросами родителей и обучающимися,
администрации, педагогов, настоящим Положением.
1.8 Психологическая служба школы ориентирована как на учащихся,
так и на педагогических работников, их психологическую поддержку и
обеспечение их психического здоровья.
Раздел 2. Основные задачи работы психологической службы.
2.1.
Психологическое
сопровождение
всех
участников
образовательного процесса.

2.2. Содействие полноценному личностному и интеллектуальному
развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них
способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению.
2.3. Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на
основе психолого-педагогического изучения детей с учетом их
физиологического развития (совместно с медицинским работником школы).
2.4. Профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и
личностном развитии каждого ребенка.
2.5. Содействие созданию условий для полноценного труда и
сохранению психологического здоровья педагогов, членов администрации
школы.
2.6. Обеспечение полноценного личностного, интеллектуального и
профессионального развития человека на каждом возрастном этапе.
2.7. Оказание помощи детям, подросткам, педагогам и родителям в
экстремальных и критических ситуациях.
2.8. Консультирование родителей и лиц, их заменяющих, по вопросам
воспитания детей, создания благоприятного семейного микроклимата.
Раздел 3. Содержание работы психологической службы школы.
3.1 Изучение психологических особенностей учащихся.
3.2 Выявление трудностей и проблем, отклонений в поведении
учащегося и оказание ему психологической поддержки.
3.3 Взаимодействие с учителями, родителями или лицами их
заменяющими,
специалистами
социально-психологических
служб
различного уровня в оказании помощи обучающимся.
3.4 Проведение психологических диагностик различного профиля и
предназначения.
3.5 Составление психолого-педагогических заключений по материалам
исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а
также родителей или лиц их заменяющих, в проблемах личностного и
социального развития учащихся.
3.6 Определение факторов, препятствующих развитию личности
обучающихся, и принятие мер по оказанию различного вида
психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и
консультативной).
3.7 Участие в планировании и разработке развивающих и
коррекционных программ образовательной деятельности с учетом
индивидуальных особенностей личности обучающихся.
3.8 Осуществление психологической поддержки творчески одаренных
обучающихся, содействие их поиску и развитию.
3.9 Формирование психологической культуры обучающихся,
педагогических работников и родителей или лиц, их заменяющих.

3.10 Ведение документации по установленной форме и использование
ее по назначению.
Раздел 4. Организация работы психологической службы.
4.1 Психологическая служба формируется из психолога, который
осуществляет психологическое сопровождение учащихся вверенных ему
параллелей на протяжении всего обучения в школе, а также педагогов,
преподающих в данных классах и родителей данных учащихся.
4.2 Вся работа службы осуществляется по следующим направлениям: психологическая профилактика; - психодиагностика; - развивающая и
коррекционная работа; - психологическое просвещение; - консультативная
работа.
4.3 Основными формами работы являются: беседы, индивидуальные и
групповые консультации, анкетирование, тестирование, наблюдение,
коррекционно-развивающие занятия.
Раздел 5. Документация.
5.1 Обязательными являются следующие документы:
- Перспективный план работы психолога на год, утвержденный
директором школы;
- Отчет о проделанной работе за учебный год.
- Рабочий журнал.
- Журнал консультаций.
Раздел 6. Обязанности работника психологической службы.
Работник психологической службы обязан:
6.1.
Руководствоваться
соответствующими
директивными
и
нормативными документами РФ, настоящим Положением и другими
документами, регламентирующими деятельность службы.
6.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах
своей профессиональной компетенции.
6.3. Знать новейшие достижения психологической науки, применять
современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей,
психокоррекционной, психопрофилактической работы.
6.4.
Препятствовать
проведению
диагностической,
психокоррекционной и других видов работы лицам, не обладающим
соответствующей профессиональной подготовкой.
6.5. В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка,
его полноценного развития.
6.6. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения,
полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если
ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.

6.7.
Оказывать
необходимую
помощь
администрации
и
педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с
обеспечением
полноценного
психологического
развития
детей,
индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную
помощь детям в решении их индивидуальных проблем.
6.8. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим
коллективом учреждения.
6.9. По запросам администрации подготавливать необходимые
материалы для психолого-медико-педагогических консультаций; участвовать
в рассмотрении спорных вопросов воспитания детей.
6.10.
Выполнять
распоряжения
администрации
учреждения
образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с
психологической наукой, если их выполнение обеспечено наличием у него
соответствующих профессиональных знаний.
Раздел 7. Права работника психологической службы.
Работник психологической службы имеет право:
7.1. Определять приоритетные направления работы с учетом
конкретных условий учебно-воспитательного учреждения.
7.2. Формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном
проведении различных видов работ.
7.3. Отказываться от выполнения распоряжения администрации в тех
случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам его
работы, определенным настоящим Положением.
7.4. Знакомиться с документацией учебного учреждения.
7.5. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных
органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с
принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое
мнение.
7.6. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики,
психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности, проводить
в учебном учреждении групповые и индивидуальные психологические
исследования и эксперименты для исследовательских целей, выступать с
обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах
и пр.
7.7. Обращаться в центры психологической помощи и профориентации
по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим
вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963)7980185

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».